Для игры потребуется два человека и стандартный набор шаров, состоящий из помеченного и обычного битка, розового и красного прицельных шаров. Удар является результативным в том случае, когда биток касается двух или трех прицельных шаров. Соответственно получается карамболь от двух/трех шаров. За последнюю ситуацию игрок получается в два раза больше, чем за карамболь от двух шаров – два очка.
Первоначально выставляется два прицельных шара: красный на переднюю отметку, розовый – на заднюю. Перед нанесением первого или, как его обычно называют, начального удара производится раскат. Биток не должен коснуться прицельного шара, иначе игрок проигрывает раскат. Сама процедура раската осуществляется по стандартным правилам раската.
После производится начальный удар из той игровой позиции, которая сложилась после процедуры раската. Иногда раскат приводит к смещению от касания битком прицельного шара. В этом случае шар выставляется на свою отметку, а право начального удара переходит к противнику. Последний может продолжить игру или вернуть право удара. Здесь секрет кроется в стратегии: если произвести нормальный удар не получается, лучше предоставить его своему противнику. Удар наносится битком, который выбирался перед процедурой раската. Согласно правилам карамболя необходимо в первом своем удара коснуться розового шара. Если этого не происходит, прерывается серия и сбрасываются набранные очки.
Правила игры
Выбор прицельного шара, которого биток коснется первым, лежит на игроке. Исключением является начальный удар, когда по правилам бить необходимо по розовому шару. В случае результативного удара игрок продолжает серию ударов, пока не нарушит правила или промахнется.
Исключениями из правил карамболя с 4 шарами является вылет одного шара за пределы стола. Красный шар после вылета выставляется на переднюю отметку, если она не занята. В противном случае шар не участвует в игре до тех пор, пока не освободиться отметка. С белым шаром происходит приблизительно то же: выставление откладывается до освобождения передней отметки. Иногда бывает так, что отметка занята, а шар требуется для выполнения удара. Тогда он выставляется на заднюю отметку. Если же и эта позиция занята, то – на центральную. В исключительной ситуации, когда заняты все отметки, можно выставить белый шар произвольно на центральной линии. Главное, чтобы он не стал вплотную к другому шару. Такие же действия повторяются после вылета битка.
Редко случается так, что вылетает одновременно розовый и красный шары. Тогда необходимо описанным выше пунктам установить сначала розовый, а после красный шар. Когда все позиции заняты, то выставляется только розовый шар на центральную отметку. Красный попадает на стол только, когда освобождается центральная отметка. Если же одновременно вылетает биток и прицельный шар/шары, то все повторяется снова, лишь белый шар получает право быть выставленным первым. После по порядку выставляются оставшиеся шары.
Когда вылетает еще и биток, то устанавливается следующий порядок выставлений: сначала прицельный биток, после биток, а затем прицельный шар/шары.
Конечно, на практике редко случаются подобные ситуации, но еще реже вылетают сразу все шары, однако правила должны учитывать все возможные варианты, чтобы максимально регламентировать игру. В случае вылета всех шаров устанавливается особый порядок: первым на центральную отметку попадает биток, которым игрок выполнял удар, после красный шар на переднюю отметку и на заднюю – розовый. Игрок, к которому переходит право удара, может установить биток в любой точке на передней линии, но не рядом с красным шаром.
Вылет шаров не позиционируется, как нарушение правил, и не наказывается, если на столе остался биток, которым игрок наносил удар. Вылет битка считается нарушением правил. За каждое нарушение снимается одно очко.